Любое высказывание произносится с какой-либо интонацией. Различия в интонации зависят от изменений четырех акустических компонентов: основного тона голоса (чем чаще колебания голосовых связок, тем выше основной тон — в дальнейшем изложении просто: тон); интенсивности звучания (чем больше напряженность и амплитуда колебаний голосовых связок, тем больше интенсивность); длительности звучания (чем больше звуков произносится в единицу времени, тем меньше их длительность, тем быстрее темп речи); степени отчетливости тембра, т. е. качества звуков (чем напряженнее артикуляция, тем отчетливее тембр и его изменения, зависящие от эмоционального состояния говорящего, например в момент гнева, радости, недоумения, удивления) .
Изменение этих первичных компонентов интонации улавливают на слух и более точно вычисляют на специальной аппаратуре: осциллографах, интонографах, сонографах. Количественные измерения интонации дают линию бесконечных различий: выше—ниже, быстрее—медленнее, плавно—резко и т. д. Прислушаемся к звучащей речи. Нам встретятся предложения, которые могут иметь одинаковое синтаксическое строение и лексический состав, но разные значения, выражаемые интонацией. Например: Он здесь.— Он здесь?; Какой сегодня день?— Какой сегодня день! Такие оппозиции (противопоставления) предложений служат основанием для выделения того или иного типа интонации, количества их, подобно тому как оппозиции слов дом — дам, дам — там являются доказательством существования фонем (о — а), (я — т) (см. Фонема).
При сравнении таких предложений ярко проявляются действия интонационных средств.
Первым таким средством являются типы интонации — интонационные конструкции (ИК). В русском языке можно выделить семь основных типов ИК. При их различении важно обратить внимание на интонационный центр (ударный слог главного по смыслу слова) и сравнить уровень тона и другие характеристики центра с предцентровой и постцентровой частью фразы, например:
ИК-1: гласный центра выделен нисходящим тоном:
Он вернулся. И Павел вернулся. Что передаст радио?
ИК-2: гласный центра выделен нисходящим тоном и усилением словесного ударения:
КогдА это было? КАк он плавает? Что передаст^ рАдио?
ИК-3: гласный центра выделен высоким восходящим тоном:
Он вернулся? И Павел вернулся? Как он
плавает? (Повтор.)
ИК-4: на гласном центра понижение тона, на постцентровой части повышение:
А девушек? А сколько там девушек? (Сопоставительный вопрос.)
Вместо схем можно использовать интонационную транскрипцию, в которой цифра обозначает тип ИК и место центра ИК:
1 3 3
Он вернулся.— Он вернулся' Ваш билет' —
4
Ваш билет? (Покажите.)
Вторым интонационным средством является изменение центра одного и того же типа ИК' I
И тогда она отказалась ехать (Т. е. не только сейчас.)
1
И тогда она отказалась ехать (Т. е. в результате.)
3
Разве мне переплыть? Все боятся.— Разве
3
мне переплыть? Я не смогу.
Различное членение предложения на ИК является третьим интонационным средством (обозначается косой чертой):
3 3
В августе он уходит в отпуск' — В августе /
1
он уходит в отпуск.
1 2
Судья подумал: / футболист неправ! —
3 2
Судья, подумал футболист, / неправ!
Один и тот же тип ИК в разных предложениях используется для выражения разных значений и воспринимается слушающими неодинаково. Так, для ИК-3 может быть вопрос, незавершенность, просьба, высокая степень признака; например:
3 3
Хороший фильм' Если хороший фильм, /
1 3
я пойду. Сотрите с доски'
3 3
Ну, насмешил! Такой вечер теплый' Можно проделать простой опыт, показывающий разное употребление и восприятие одного и того же типа ИК. Надо произнести и записать на пленку два предложения:
3 1
Товарищ Николаев — директор этого завода?
3
и: Товарищ Николаев, директор этого завода
1
в отпуске.
Затем отрезать «в отпуске» и подклеить к вопросительному предложению. При прослушивании окажется, что первоначальный вопрос звучит как повествовательное предложение с обособленным приложением, а второе предложение звучит как вопрос.
Основные типы ИК используются для выражения не только смысловых, но и эмоционально-стилистических оттенков; сравним:
2 4
Почему ты опоздала? — Почему ты опоздала! (Назидание, недовольство.)
Прислушаемся к последним известиям по радио. В неконечных частях предложения будут звучать ИК-3, ИК-4 — средства выражения незавершенности речевой ситуации. Возможен выбор. Наиболее официальные части сообщения диктор прочитает с ИК-4, прогноз погоды прочитает с чередованием ИК-3 и ИК-4 н т д.
Устанавливаются разнообразные связи формы и содержания в звучащей речи, нарушение этих связей воспринимается как неестественность и в сценической речи используется как прием комического.
Многообразные возможности интонации регулируются общей закономерностью. Если лексико-синтаксические средства выражают лишь часть возможных значений, то усиливается смыслоразличительная роль интонации — в этом случае замены одного типа ИК на
1
другой ограниченны; например: Глубоко здесь.
3
Глубоко здесь? Напротив, если лексико-синтаксические средства полностью выражают значение предложения, то интонация передает эмоционально-стилистические различия, возможна замена одного типа ИК на другой. Так, в предложении Ух и глубоко же здесь! сочетание ух, и, же + глубоко выражает высокую степень признака («очень»), поэтому допустимо употребление всех типов ИК: каждая из интонаций передает тонкие эмоционально-стилистические различия, но не сможет снять значение «очень».
Прокомментировать
You must be logged in to post a comment.