Ты переплыл речку, а твой товарищ остался на том берегу. Ты кричишь ему: «Пе-тя! Плыви сю-да!» Или ты звонишь по телефону и, чтобы лучше расслышали твою фамилию, медленно и громко диктуешь: «Пу-зы-рёв!»
В обоих случаях ты разделил слова на слоги. В обычной нашей речи слоги тесно сцеплены друг с другом, но вот возникает необходимость произнести слово или несколько слов громко и отчетливо, и тогда сцепление ослабевает, слово распадается на слоги, разделенные паузами. Значит, слог — потенциальная речевая единица, которая может быть выделена лишь при тщательном произношении.
В повседневней реч!и слог играет весьма скромную роль, как бы дожидаясь того момента, когда он может выйти на сцену и обратить на себя внимание.
Гораздо более заметная роль у слога в поэзии: ведь мы знаем, что стихотворный ритм строится на правильном чередовании ударных и безударных слогов.
Ядро слога, его вершину, обычно составляет гласный. Иногда в том же качестве выступают и согласные, чаще всего — сонанты. Например, отрывок из стихотворения В. Высоцкого:
Ловите ж ветер всеми парусами!
К чему гадать? Любой корабль — враг.
Удача — миф. Но эту веру сами
Мы создали, поднявши черный флаг Слово корабль здесь трехсложное, третий слог в нем — [бл'] (значком под буквой обозначается слоговость звука).
В некоторых языках даже односложные слова могут обходиться без гласных, слогообразующими в них выступают сонанты. Сравним: прет — «перст», врх — «верх» (сербск.), prst, vrch, а также krk — «шея», vlk — «волк» (чешек.).
Иногда и шумные (фрикативные) согласные могут создавать слог, например франц. pst. Можно привести пример из русского языка. Как мы подзываем кошку? Кс-кс-кс. И здесь слоговую вершину образует согласный с.
Есть языки, где слог может быть образован двумя гласными (такие сложные звуки называют дифтонгами). Так, немецкие слова Faust, sein, английские round, dear — слова односложные.
Прокомментировать
You must be logged in to post a comment.