Мы знаем, что русские существительные изменяются по падежам и числам, например: конфета, конфете, конфет, конфетами н т. д. Все это словоформы одного слова конфета. Принято говорить, что слова, у которых есть словоформы, обладают свойством словоизменения
Все словоформы одного слова равнозначны,т. е. они обозначают один и тот же предмет или одно и то же явление, и поэтому как бы равноправны между собой. И вместе с тем одну из словоформ существительного, а именно словоформу им. п. ед. ч., принято считать формально исходной, а все остальные — производными. Один из аргументов этой общепринятой точки зрения заключается в том, что словоформа им. п. ед. ч. представляет слово вне контекста, в частности в словарях.
Если словоформы одного слова связаны отношением словоизменения, то между некоторыми парами слов, например между словами конфета и конфетка, существует отношение словообразования. Одно из двух слов, связанных этим отношением, называют семантически н формально исходным (конфета), а другое — семантически и формально производным (конфетка) .
В самом деле, слово конфетка и по смыслу, и формально сложнее слова конфета: оно обозначает тот же самый предмет, что и слово конфета, но дополнительно выражает смысл «маленькая» (конфетка = маленькая конфета) и содержит суффикс -к-, который как раз и выражает значение «маленькая».
Между словоизменением н словообразованием есть и сходство, и различие. Сходство в том, что в обоих случаях какая-то словоформа или какое-то слово рассматриваются как исходные, а другие — как производные. Различие — в том, что исходная и производные словоформы равнозначны, тогда как исходное и производное слова значат разное.
Словоизменение и словообразование — явления морфологии, но им можно найти аналогии в синтаксисе.
Основная единица синтаксиса — предложение. Между некоторыми типами предложений можно наблюдать такие отношения, которые напоминают отношения исходных и производных словоформ (и слов). Эти отношения называются трансформационными (или трансформациями). Направление в синтаксической науке, которое эти отношения изучает (и которое возникло недавно — в середине XX в.), получило название трансформационной грамматики. Вот в чем ее суть.
Предложения в принципе можно разделить на исходные и производные. К числу исходных относятся активные повествовательные предложения типа Водитель открывает дверь и Больной кашляет. К производным — все остальные. Исходное и производное предложения, связанные трансформационными отношениями, имеют один и тот же смысл, т. е. обозначают одну ситуацию и состоят из одних и тех же знаменательных слов, называющих одинаковых участников ситуации.
Например, исходное активное предложение Водитель открывает дверь преобразуется в производное пассивное Дверь открывается водителем. Повествовательное предложение Лектор уехал в командировку преобразуется в производное вопросительное Уехал лектор в командировку? (вопросительная трансформация). При выделительной трансформации исходное предложение Петров отвечал хорошо преобразуется в производное Что касается Петрова, то он отвечал хорошо.
Предложения могут трансформироваться не только в предложения, но и в словосочетания. Например, предложение Больной кашляет преобразуется в производное словосочетание Кашель больного, предложение Тарелки летают — в словосочетание Летающие тарелки.
Подобные трансформации также служат для построения различных производных предложений: Врача беспокоит кашель больного, Летающие тарелки всем надоели.
Могут быть и такие трансформации, при которых производные предложения сложнее по смыслу, чем исходные. К их числу относится, например, модальная трансформация типа Водитель открывает дверь —>- Водитель хочет открыть дверь; фазовая трансформация: Больной кашляет —>- Больной начал кашлять и т. д.
В этих случаях в производных предложениях появляются слова, которых нет в предложениях исходных: хочет, начал. Они и придают исходному предложению дополнительный смысл: потенциальности действия (хочет открыть) или его начала (начал кашлять).
Трансформационный процесс в принципе является многостепенным. В результате последовательного применения трансформаций образуются цепочки предложений, связанные трансформационными отношениями. Например: Сосед строит дом Сосед начал строить дом ->- Сосед хочет начать строить дом.
Трансформационный процесс может быть разнонаправленным: из каждого предложения с помощью разных трансформаций можно построить несколько производных предложений. Это показано на схеме (которую называют «деревом производности»). Изучая трансформации, мы решаем важную лингвистическую задачу: устанавливаем закономерности образования и употребления в тексте предложений, которые хотя и обозначают одну ситуацию, но по-разному ее характеризуют.
Прокомментировать
You must be logged in to post a comment.