Словарь Филолога
Энциклопедический словарь филолога
Предложение
мая 28, 2008 by admin in П

Подсчитано, что количество определений предложения приближается ни много ни мало к тысяче. Только в русском языкознании изучению предложения много внимания уделяли такие замечательные лингвисты, как М. В. Ломоносов, Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня, Ф. Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов, А. М. Пешковский, В. В. Виноградов и многие другие. И не только языковедов интересовало предложение, но и логиков, и философов, и психологов, и даже математиков. Этот интерес разных наук к предложению вполне объясним.
Множественность определений предложения свидетельствует только о том, что это очень сложная по своему устройству единица, которая может и должна исследоваться в разных направлениях. Для понимания предложения важно определить, с одной стороны, его устройство, структуру (именно на эту сторону предложения обращено основное внимание в школьном учебнике), а с другой стороны, показать жизнь, работу этой структуры в процессе общения.
I. Структура предложения.
Предложение — грамматическая единица. Грамматической является такая единица, которая имеет грамматическую форму. Грамматическая форма — это единство грамматического содержания и того средства, которое это содержание выражает. Грамматическим (синтаксическим) содержанием предложения является предикативность (см. Предикативность и полупредикативность). Выражается предикативность формами наклонения и времени глагола, полнознаменательного или глагола-связки быть: Он рисовал картину. Он был художник.
Предложение — синтаксическая цепочка членов. Синтаксическая цепочка членов предложения построена на основе подчинительной связи; это легко обнаружить, задавая вопросы от одного члена предложения к другому. Подлежащее — начальный член синтаксической цепочки, сказуемое — носитель предикативного значения и главный распорядитель синтаксической цепочки — главные члены предложения.
Члены предложения, распространяющие главные, называются второстепенными (см. Члены предложения).
Предложение — интонационно оформленная единица. Синтаксическая цепочка членов, в которой выражено предикативное значение и распределены роли членов предложения,— это еще не предложение, а только его структурная основа. Ее называют еще предикативной конструкцией. Чтобы предикативная конструкция стала предложением, она должна быть интонационно оформлена. Соответствующая интонация, оформляя предложение, позволяет тем самым отделить одно предложение от другого: обычно в читаемом тексте ясно «слышны» точки, вопросительные знаки, восклицательные знаки, т. е. все то, чем на письме одно предложение отделяется от другого.
Простое и сложное предложение. Сложное предложение состоит из двух и более предикативных конструкций, но только последняя предикативная конструкция имеет интонацию завершения (оформлена так же, как простое предложение). Другие предикативные конструкции в составе сложного предложения — интонационно незавершенные, что передается на письме запятой или другим знаком препинания: Он пришел (простое предложение) и Он пришел домой, когда стемнело (сложное предложение).
II. Предложение в процессе общения.
Модус и пропозиция в предложении. Обычно в предложении что-то сообщается и вместе с тем выражается отношение говорящего к сообщаемому. Говорящий не просто о чем-то извещает, но так или иначе показывает, для чего он это делает. Сообщаемое —• это пропозиция предложения, отношение к сообщаемому — модус. Модус — это наше «я» в предложении.
Что такое модус и пропозиция, легко видеть, когда эти два значения выражаются раздельно, в разных предикативных конструкциях сложного предложения: Я прошу (модус), чтобы он не приходил (пропозиция). В другом случае модус выражается вместе с препозитивным значением в одной предикативной конструкции: Иди домой = Я требую, чтобы ты шел домой.
В пропозиции предложения отражено движение мысли. Мысль в предложении может развиваться по-разному, в зависимости от значения сообщения.
1. Предложения характеризации. Предложения характеризации развиваются от субъекта-подлежащего, называющего то, что подлежит характеризации, к предикату-сказуемому, дающему саму характеризацию: Он был талантливый художник; Липовый стол недавно был выскоблен и вымыт (И. Тургенев); Легкий ветерок пробежал по степи (А. Чехов).
Для того чтобы осмыслить субъект-подлежащее в предложениях характеризации, мало знать лексическое значение слова, обозначающего субъект, надо непременно знать, к какому конкретному предмету действительности отнесено это слово. Поэтому при субъекте-подлежащем обычны определения, цель которых — выделить один конкретный предмет из всех других предметов.
Так как имена собственные существуют специально для обозначения единичных предметов, то они особенно подходят для выражения субъекта-подлежащего. Субъект-подлежащее в предложении Петров — ученый понятно без всяких определений, если, конечно, говорящим известно, кто носит фамилию Петров.
Сказуемое-предикат в предложении характеризации не соотнесено прямо с действительностью, а представляет собой некоторое обобщение реальной действительности, признаков и свойств предметов. Другими словами, сказуемое-предикат соотнесено не с конкретной действительностью, а с понятием о действительности. Для осмысления предиката-сказуемого ученый в приведенном примере не надо представлять себе никакого конкретного ученого, надо иметь представление об ученом как о человеке, профессия которого — научные исследования.
2. Предложения бытия.
В предложениях бытия утверждается или отрицается существование предметов, событий, явлений: У них есть дача; В зале собрание; На улице дождь; В книге нет ничего интересного. Предложения бытия включают три компонента: обстоятельство места, показывающее, где бытует предмет, глагол бытия и имя бытующего предмета. Имя бытующего предмета — это существительное в именительном падеже, с которого начинается синтаксическая цепочка, т. е. это подлежащее.
Но это совсем не то подлежащее, что в предложениях характеризации. В предложениях характеризации подлежащее-субъект соотнесено с представлением о действительности.
В бытийных же предложениях подлежащее соотнесено с понятием. Когда говорят У нас в саду есть яблони, то слушающий не должен представлять себе конкретные яблони, он должен только понять, что в саду есть растения, принадлежащие к классу деревьев по имени яблоня. Доказательством того, что имя бытующего предмета не показывает конкретного предмета, является то, что это имя нельзя определить словом это (не говорят У нас в саду есть эти яблони) именно потому, что такое слово возможно только при имени, называющем конкретный предмет. Подлежащее бытийных предложений в этом плане очень похоже на сказуемое предложений характеризации. К действительности же предложения бытия привязывают обстоятельства места, которые, подобно подлежащим в предложениях характеризации, всегда соотнесены с каким-либо компонентом (местом) действительности.
Обстоятельство может называть как конкретное место в мире, так и мир в целом: В мире много таинственного. Обычны предложения, в которых в качестве обстоятельства места представлен человек: На нем было старое, довольно невзрачное пальто (И. Тургенев). Во многих подобных случаях другие индоевропейские языки используют предложения характеризации: русский говорит У меня есть брат а немец — Jch habe einen Bruder (буквально: Я имею брата).
В художественной литературе возможны бытийные предложения без обстоятельства места: Шепот, робкое дыханье, трели соловья,/ Серебро и колыханье сонного ручья (А. Фет). Такие предложения получили название номинативных.
3. Предложения именования.
Предложения именования отличаются от предложений характеризации и бытийных предложений тем, что в них сказуемое не имеет понятийного значения. Сказуемое предложений именования показывает, как можно назвать тот или иной предмет, обозначенный подлежащим. Когда говорят Этого мальчика зовут Петя, то не сообщают о мальчике ничего, кроме того, что при дальнейшем общении, слыша слово Петя, необходимо знать, что речь пойдет о данном мальчике. В предложениях именования сообщается о коде, с помощью которого далее будет происходить общение: «Ее сестра звалась Татьяна» (А. Пушкин); Обозначим треугольник ABC. В предложениях именования, следовательно, мысль идет от действительности (или понятия о ней) к кодированию действительности или понятия.

Метки:, , ,

Прокомментировать

You must be logged in to post a comment.