В словосочетании и предложении слова связаны между собой синтаксическими связями. С этой стороны предложение и словосочетание могут быть определены как цепочки связанных синтаксическими связями слов. В отличие от словосочетания, предложение — такая цепочка слов, которая обязательно включает показатели предикативности (см. Предикативность и полупредикативность), представленные глагольной формой. Однословные предложения — это цепочка, состоящая из одного звена, в котором потенциально заложена способность к развертыванию (сравним: Светает.— В июне светает рано).
Предположим, нам дан письменный текст без знаков препинания, например в памятниках древнерусской письменности, или в сборниках упражнений по пунктуации, или написанный малограмотным человеком, не умеющим ставить знаки препинания. О том, где кончается одно предложение и начинается другое, можно догадаться: граница между предложениями там, где цепочка синтаксических связей между словами прерывается.
Синтаксические связи бывают и за пределами простого предложения. В сложном предложении есть связи между словом (в составе главного предложения) и предложением (придаточным) или связи между предложениями в целом (главным и придаточным или простыми предложениями в составе сложносочиненного предложения). Так, в сложноподчиненном предложении Ты хочешь знать, что делал я на воле (М. Ю. Лермонтов) придаточное предложение относится к слову знать в главной части; в сложносочиненном предложении «Редеет мгла ненастной ночи, и бледный день уж настает» (А. С. Пушкин) синтаксической связью связаны два составляющих его простых предложения.
Есть два вида синтаксических связей: подчинение и сочинение (см. Подчинение и сочинение).
В простом предложении основной вид синтаксической связи — подчинение; слова иерархически соотнесены по принципу: «хозяин — слуга». Степень сложности его синтаксической организации — синтаксическая глубина предложения — создается только на основе подчинительной связи.
В сложном же предложении сочинение играет такую же роль, как и подчинение: сложные предложения строятся как на основе подчинения, так и на основе сочинения простых предложений. В синтаксических образованиях усложненной структуры, состоящих более чем из двух элементов, возможны три вида комбинаций синтаксических связей: последовательное подчинение, неоднородное подчинение и соподчинение.
Последовательное подчинение — такая комбинация двух (или большего количества) синтаксических связей, при которой первый зависимый элемент (зависимое слово или придаточное предложение) относится к главному, а второй зависимый элемент — к первому зависимому, являющемуся для него главным, т. е. «хозяином», и т. д. Таким образом, комбинация связи имеет цепной характер и может схематически быть изображена так:
Количество синтаксических единиц, связанных последовательно, может быть и больше трех.
По типу последовательного подчинения построены словосочетания: книжка с рассказами об открытии Сибири, книжка с интересными картинками (первое зависимое слово — с картинками — стоит не после своего «хозяина», главного слова, а после второго зависимого слова, т. е. после своего «слуги»); предложение Люблю читать книжки об открытии Сибири; сложное предложение Я читаю книжку, в которой рассказано о том, как открывали Сибирь.
Неоднородное подчинение — это такая комбинация двух (или большего количества) подчинительных связей, при~которой к одному главному элементу — «хозяину» (слову или главному предложению) относятся, по-разному его определяя, несколько зависимых — «слуг» (слов или придаточных предложений), как, например, в словосочетании быстро идти вперед, где главное слово (идти) окружено зависимыми, каждое из которых по-своему его определяет: быстро дает качественную характеристику, вперед обозначает направление; в простом предложении Без труда не выловишь рыбку из пруда или в сложном предложении Хоть и было соблазнительно, я все-таки решил не пытаться переплыть реку, потому что течение очень сильное.
Однородное соподчинение — комбинация подчинительной и сочинительной связи. Есть два варианта однородного соподчинения.
Первый характеризуется тем, что к одному главному элементу относятся, одинаково его определяя, два зависимых, соединенных сочинительной связью, как, например, в словосочетании книжки про путешествия и приключения; в предложении Увлекаюсь не хоккеем, а шахматами, в сложном предложении Мальчик просыпался, когда уже высоко стояло солнце и море пылало слепящим огнем.
Второй вариант соподчинения характеризуется тем, что зависимый элемент относится сразу к двум главным, соединенным сочинительной связью, как в словосочетании наши отцы и матери; в предложении Замысел одобрили и поддержали или в сложном предложении На улице душно и пахнет липами, где обстоятельство на улице относится ко всему сложносочиненному предложению, следующему за ним. Синтаксические связи выражаются целым комплексом средств.
Существенно различаются средства выражения сочинительных и подчинительных связей. Основной показатель сочинения — сочинительные союзы (и, а, но, или и др.); они выражают сочинительную связь как между словами, так и между предложениями (сравним: маленький, а тяжелый [чемодан] — На свете счастья нет, а есть покой и воля (А. С. Пушкин); брат и сестра — По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий (М. Ю. Лермонтов).
У подчинительной связи между словами и между предложениями разные средства выражения.
Основной показатель подчинения между словами в русском языке — форма зависимого слова, основной показатель подчинения между предложениями — подчинительные союзы и союзные слова. Так, в предложении Мы мечтали о поездке к морю слово поездке определяет слово мечтали, обозначая объект, на который направлено действие; об этом нам говорит форма слова поездке, оно употреблено в предложном падеже с предлогом о. В сложном предложении Мы мечтали, что поедем к морю придаточное предложение относится к слову мечтали, определяя его по смыслу совершенно так же, как это делает слово о поездке в простом предложении; эта связь обозначена союзом что.
В выражении синтаксических связей между словами принимает участие порядок слов: зависимое слово обычно помещается рядом с главным. Так, в предложении Яму у забора копал Саша слово у забора определяет слово яму (к нему можно поставить вопрос какую?), а в предложении У забора копал яму Саша слово у забора определяет слово копал (и отвечает на вопрос где?).
Иногда синтаксические связи двузначны, и на этой основе возникает синтаксическая омонимия. Предложение Торговка вяленой воблой торчала между ящиками может быть понято по-разному из-за того, что в нем не выражено, к какому слову относится слово воблой: к существительному торговка (торговка чем?) или к глаголу торчала (торчала как?); сравните предложения Между ящиками торчала торговка вяленой воблой и Вяленой воблой торчала между ящиками торговка, в которых ясно показано (с помощью порядка слов), к какому слову относится слово воблой.
Прокомментировать
You must be logged in to post a comment.