Чтобы правильно написать последнюю букву в слове С(/[п], мы должны посмотреть, что произносится на месте [п] перед гласным или сонорным согласным. Произносим: су[п]а, су[п]ница. Значит, надо писать супа, супница и суп. Зачем мы производим эту проверку? Чтобы не ошибиться. Ведь есть слова, в которых на конце тоже произносится [п], но пишется б, —хлеб, гриб. У этих слов конечный [п] чередуется с [б] перед гласным и сонорным согласным: хле[б]а, хле[б]ница, гри[б]а, гри[б]ной. Поэтому-то здесь и пишется б.
На конце слова оркестр тоже произносится глухой звук [р]. Но надо ли его проверять? л
Нет, мы никогда не ошибемся в написании буквы р. Почему же глухой согласный в словах с(/[п], хле[п], гри[п] нужно проверять, чтобы узнать, какую букву писать, а глухой согласный в слове оркест[р] проверять не нужно? Объяс-л
няется это особенностями чередования звуков.
Фонетические позиционные чередования бывают двух типов: 1) чередования, образующие параллельные ряды, не имеющие общих членов; 2) чередования, образующие пересекающиеся ряды, имеющие общие члены.
Например, фонемы <р) и <л> образуют параллельные ряды звуков, чередующихся в разных позициях:
<р> — смот [р] ы — смот [р°] у — смот [р]; <л> — смыс [л] ы — смыс [л°] у — смыс щ].
Фонема <р> представлена рядом позиционно чередующихся звуков [р] — [р°] — [р]. Фонему <л) представляет ряд [л] — [л°]А— [л]. При этом в каждой позиции (р) и (л) представлены разными звуками; (р) и (л) различаются во всех позициях.
Фонемы (б) и (п) образуют пересекающиеся ряды чередующихся звуков:
<б> — стол [б] ы — стол [б°]у
> стол [п]
(п) — стол [п] ы — стол [п°] у
Фонемы (б) и (п), различаясь в позициях перед гласными, не различаются на конце
слова.
«Я не буду больше тесать, надоела мне эта тёска». «Сколько тёзок собралось в нашем классе! А у меня вот нет тёзки». В словах тёска и тёзка разные фонемы (с) и (з) совпали перед глухим согласным в звуке [с]. «Здесь лежит много скаток. Возьми одну скатку». «Этот зверь такой большой, у него голова — с кадку». В словах скатку и с кадку <т) и <д) перед глухим согласным совпали в звуке [т]. В русском языке все шумные звонкие и глухие согласные фонемы не различаются, совпадают перед шумными согласными и на конце слова.
Совпадать, не различаться в какой-нибудь позиции может и большее количество фонем. Например, в русском литературном языке во втором предударном слоге после твердого согласного совпадают в звуке [ъ] три фонемы — (о), <а) и <е): б [ъ]ровик (но б[6]р — здесь фонема (о)), с[ъ]довдд (но c[a]d— здесь фонема (а)), т[ъ]ннисист (но г[ё]н-нис — здесь фонема (е) ). В безударных слогах после мягкого согласного совпадают в звуке [и]'4 фонемы — (и), (е), (о), (а): [с'й]ла — [с'и]лач, х[л'ё]б — х[л'и]ба, [в'6]л (вёл) — [в'и]ла (вела), г[р'а]зный (грязный) — г[р'н\знуля (грязнуля].
Совпадение, неразличение нескольких фонем в определенной позиции называется нейтрализацией. В позиции нейтрализации фонемы реализуются одним и тем- же звуком. Позиция, где данные фонемы различаются, называется сильной; позиция нейтрализации — слабая.
Нейтрализация может наблюдаться не только при фонетических чередованиях, но и при чередованиях морфологических. Какому глаголу принадлежит форма лечу'* Двум глаголам — лететь и лечить. На письме мы не различаем и формы 1-го лица единственного числа глаголов платить и плакать — плачу. Фонема (ч) перед окончанием 1-го лица ед. ч. может соответствовать трем разным фонемам других глагольных форм: <т') —крутить — кручу, тратить — трачу, хотеть — хочу, пыхтеть —пыхчу; (к) — скакать — скачу, накликать — накличу, мурлыкать — мурлычу, хныкать — хнычу; <ч> — учить — учу, строчить — строчу, кричать — кричу, молчать — молчу.
Чередования эти зависят от морфологических позиций: в сильной позиции (не перед окончанием 1-го лица ед. ч. -у) различаются <т'), (к), (ч), в слабой позиции (перед окончанием 1-го лица ед. ч. -у) они совпадают в фонеме <ч>. Это совпадение — тоже нейтрализация. Но здесь нейтрализуются не ряды чередующихся звуков, принадлежащих одной и той же фонеме в каждом ряду, как бывает при фонетических чередованиях, а ряды чередующихся фонем.
По окончанию глагола можно узнать о его спряжении, По окончании учебы мы поедем в горы — в первом предложении слово окончание стоит в форме дательного падежа, во втором — предложного. Об этом говорят разные флексии (окончания) этих форм: -ю и -и. А в каком падеже стоит слово осень в предложении «Цыплят по осени считают»? По флексии узнать нельзя: -и здесь характеризует и форму дательного, и форму предложного падежей. Формы дательного и предложного падежей во втором склонении различны, а в третьем склонении совпадают, нейтрализуются.
Нести и тащить — это разные слова. Но в некоторых случаях нам безразлично, какое из них употребить. Можно сказать: «Они с трудом несли тяжелое бревно» — и точно так же: «Они с трудом тащили тяжелое бревно». Но в предложении «На вытянутых руках она несла только что выглаженное платье» слово несла никак нельзя заменить словом тащила. Дело в том, что тащить — значит «нести с усилием» (слишком тяжелое или от недостатка сил). У слова нести более широкое значение. Если в каком-нибудь контексте (словесном окружении) выступает значение, общее для обоих слов, мы можем употребить и слово нести, и слово тащить. Если же в другом контексте выступает значение, характерное только для одного из этих слов, то заменить его другим словом нельзя.
Таким образом, есть слова (их называют синонимами), у которых в одних контекстах значения не совпадают, а в других совпадают. Совпадение значений таких слов и есть нейтрализация синонимов. Контекст выступает в роли позиции. В позиции нейтрализации синонимы могут заменять друг друга. В позиции, где значения синонимов не совпадают, такая замена невозможна.
Итак, нейтрализация — это неразличение, совпадение в какой-либо позиции нескольких лингвистических единиц одного и того же уровня — фонем, морфем, значений слов и т. п.
Прокомментировать
You must be logged in to post a comment.